Уроки вдохновения

Автор: Admin.

5 октября в России, как и в других странах, празднуется Всемирный день учителя.

О том, какими качествами должен обладать современный педагог, мы поговорили с

заслуженным работником образования Московской области, учителем русского языка

и литературы лицея города Троицка Ниной Васильевной Кивирян. Ученики называют её уникальной личностью, интересным собеседником и мудрым советчиком, а её уроки–

творческой мастерской. Доска и мел не актуальны

Нина Васильевна Кивирян – учитель инициативный и творческий. Педагог-новатор, обладающий глубокими профессиональными знаниями, активно участвующий в инновационной и экспериментальной работе. «Мне очень интересно в моей профессии. Я считаю, что учитель постоянно должен самосовершенствоваться, изучать новое. Останавливаться на достигнутом нельзя, иначе будешь не интересна детям», – считает  педагог. Несколько лет назад в школы пришли компьютерные технологии нового поколения, появились интерактивные доски. Нина Васильевна широко использует их на занятиях: готовит мультимедийные презентации, предлагает ребятам видеолекции. Она проводит уроки-экскурсии, уроки-концерты, уроки-исследования…

«Доска и мел уже не актуальны, – улыбается учитель. – Чтобы говорить с учениками на  одном языке, чтобы тебя уважали, к твоему мнению прислушивались, нужно быть в курсе всех нововведений».

Русский язык нужно учить

Нина Васильевна работает в Лицее – образовательном учреждении с физико-математическим уклоном и понимает, что большинство ребят здесь отнюдь не гуманитарии. Но, как бы то ни было, русский язык ребята должны учить усердно и знать хорошо не только для повседневной жизни, но и для продолжения образования: им придётся сдавать обязательные экзамены по этому предмету и в 9-м, и в 11-м классе, да и не в один вуз не возьмут без знания русского языка. «Самые проблемные правила: написание Н и НН, НЕ слитно и раздельно,

О–Е после шипящих и Ц. Пусть ребята ещё раз обратят на них внимание! Так и напишите!», – напоминает учитель.

«Гарри Поттер»

и «Властелин колец»

На уроках литературы Нина Васильевна обсуждает с учениками не только произведения школьной программы, которую она считает очень интересной и насыщенной: «Идеологической диктатуры, как в советские годы, нет, выбор произведений большой, представлены разные позиции. Можно анализировать, сравнивать, устраивать дискуссии…» Педагог внимательно отслеживает, что дети выбирают для самостоятельного чтения, чем они

увлечены. Так она прочитала и «Гарри Поттера», и «Властелина колец». «У нас ведь есть уроки внеклассного чтения, на них мы и обсуждаем выбранные ребятами произведения», – рассказывает Н.В. Кивирян. «Я понимаю, что поколение современных детей не очень любит читать. Своим примером, посредством своего предмета, с помощью самых разных методов я стараюсь увлечь ребят русской литературой, пробудить в них любовь к родному языку,

к Родине в целом, – признаётся педагог. – При этом я не даю детям списков литературы на лето, как это практиковалось ранее. Но даю список произведений, рекомендуемых к прочтению в определённом возрасте. Имея перед собой такой список, ребёнок сам может оценить степень своей начитанности, образованности».

Спасибо за урок!

«Настоящий учитель должен быть тонким психологом, – подчёркивает Нина Васильевна. – Современная школа – очень многонациональна, педагогу нужно быть очень осторожным, деликатным, чтобы не ранить чувства детей, не спровоцировать конфликтов. Как, например, обсуждать известные произведения Лермонтова и Толстого с ребятами, приехавшими в наш

город с Северного Кавказа? Как соблюсти политкорректность в названии трудного периода истории древней Руси, что длился без малого 300 лет? Всё это постоянно нужно держать в голове!» Больше всего в своей профессии Н.В. Кивирян нравится работа непосредственно с детьми: «Я очень люблю их, переживаю за каждого, стараюсь быть внимательной к их настроению, помочь им… Я расту вместе со своими учениками, учусь у них, не стесняюсь обращаться за помощью или признавать своих ошибок. Учитель – живой человек. Он не должен держаться на недосягаемой дистанции от ученика, строить из себя всезнайку. Нужно быть демократичнее, тогда будут взаимопонимание, уважение и доверительные отношения».

«Дети меня вдохновляют! – признаётся Нина Васильевна. – Я захожу в класс и вижу их глаза. Внимательные, заинтересованные, неравнодушные… Они делятся впечатлениями,  дискутируют, высказывают свою точку зрения. А когда ребёнок подходит на переменке и говорит: «Спасибо! Большое спасибо Вам за урок!», это лучшая награда за мою работу!»

Жанна ГРАФОВА, Елена ШУТОВА

kiviran